В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Исследовательский проект на тему «Исторический след декабристов в Сибири»

Исследовательский проект на тему «Исторический след декабристов в Сибири»

Людмила Акишева
Тип материала: другое
просмотров: 110
Краткое описание
У современных школьников, к сожалению, небольшая заинтересованность в изучении исторического прошлого. Мы считаем, что наша работа будет востребована на уроках окружающего мира, литературы и истории. И надеемся на повышение уровня заинтересованности у школьников историей родного края и историей в целом.
Цель исследования: установить, какой исторический след оставили декабристы в развитии Сибири.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 20100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
исследовательский проект Исторический след декабристов в Сибири.docx Скачать















Исследовательский проект на тему

«Исторический след декабристов в Сибири».












Выполнил: ученик 4 «В» класса

МБОУ «СОШ №1 им.Н.Н.Яковлева»

г.Олекминска РС(Я), Игнашев Алексей

Руководитель: Акишева Людмила Алексеевна










2024 г

Введение

Актуальность. 197 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую эпоху исторического развития - восстание декабристов. Эти люди оставили большой исторический след в развитии Сибири и моего родного Иркутска. Поэтому я решил поближе познакомиться с данной темой и рассказать о ней своим одноклассникам, т.к в будущем нам предстоит ее изучать на уроках истории.

Кто же такие декабристы? И какую роль они сыграли в развитии Сибири, о чем много пишут нынешние современники истории, нам предстоит узнать и разобраться.

У современных школьников, к сожалению, небольшая заинтересованность в изучении исторического прошлого. Мы считаем, что наша работа будет востребована на уроках окружающего мира, литературы и истории. И надеемся на повышение уровня заинтересованности у школьников историей родного края и историей в целом.

Цель исследования: установить, какой исторический след оставили декабристы в развитии Сибири.

Задачи исследования:

1.     Изучить литературу по данной теме;

2.     Изучить и представить жизнь и деятельность декабристов;

3.     Провести анкетирование среди обучающихся, об уровне информирования о декабристах.

4.     Проанализировать полученные результаты исследования.

Объект исследования – период жизни декабристов в Сибири.

Предмет исследования –деятельность декабристов во время ссылки в Сибири.

Гипотеза: если наши полученные результаты и изученные справочные материалы предложить учащимся при подготовке к урокам по окружающему миру, литературе, истории и выполнению творческих работ, то это может стать дополнительным источником знаний для учащихся, и заинтересовать в изучении исторического прошлого родного края.

Методы исследования:

- изучение научно - популярной литературы;

- сбор и анализ исторических материалов;

- анкетирование;

- обработка результатов анкетирования;







Основная часть.

Восстание декабристов, одного из интереснейших событий Отечественной истории. Этим восстанием началась история организованного революционного движения в нашей стране. 14 декабря 1825 года в Петербурге, столице Российской империи, произошла попытка государственного переворота. Восстание было подавлено, а его участники подверглись расправе. Пять человек были казнены, остальные 121 декабрист, были приговорены к ссылке в каторжные работы сроком от 2 до 20 лет, с последующим поселением в Сибири.

Декабристы (получившие свое название, в честь выступления против императора Николая I в декабре 1825 года) - это дворяне, люди высшего сословия, которые выступали против самодержавия и крепостного права. Их жизненные стремления - это равноправие всех граждан перед законом, всех сословий. Они считали, что каждый гражданин должен обладать избирательным правом, считали, что монарх, правящий народом, должен был бы подчиняться законам и прислушиваться к мнению людей. Наделить крестьян землёй и дать им свободу - вот к чему стремились декабристы.

Мне бы хотелось остановиться именно на декабристах, распределенных в Иркутск и Иркутскую область.

Иркутская колония была одной из самых многочисленных. В конце августа 1826 года первая группа изгнанников прибыла в Иркутск. Это были С.Волконский, С.Трубецкой, А.Муравьёв, В.Давыдов, Е.Оболенский, А.Якубович, братья Борисовы. Иркутяне, заранее осведомлённые о прибытии ссыльных революционеров, собрались для встречи их на берегу Ангары у Московских ворот. В толпе встречающих были лица, лично знавшие некоторых декабристов. Иркутяне старались пробраться поближе к повозкам, произносили слова одобрения, передавали деньги, хлеб и даже книги.

В нашей губернии проживало до 40 декабристов. Горькую учесть каторжной ссылки со своими мужьями разделили 11 жен декабристов. Они отказались от своих титулов, наследия и всех благ и отправились с мужьями в далекую Сибирь, им было запрещено даже взять своих детей.

В Малой Разводной – жили братья Борисовы, А.П. Юшневский, А.З. Муравьёв, в Урике - С.Г. Волконский, М.С. Лунин, Б.Ф. Вольф, Н.М. Муравьёв, в Братске – П.А. Муханов, в Оёке– С.П. Трубецкой, в Смоленщине – В.А. Бечасный, в Тельме – А.И. Одоевский. Многие из декабристов позднее получили разрешение проживать в Иркутске: С.П.Трубецкой, С.Г.Волконский, и другие.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев Александр Николаевич. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции. А днем Никита Муравьев читал лекции о стратегии и тактике,

Первоначально, вернувшимся с каторги декабристам не разрешалось проживать в Иркутске, и они имели возможность селиться лишь в расположенных неподалеку от него селах. После 1845 года семье Волконских, проживавшей в селе Урик, было разрешено переехать в Иркутск. На купленный Волконскими участок земли, находившейся за Преображенской церковью из Урика был перевезен их деревянный особняк, построенный в 1838 году. Вскоре дом Волконских превратился в настоящий центр светской жизни Иркутска. В период иркутского поселения С.Г. Волконский начал серьезно заниматься агрономией и ботаникой. В своей усадьбе он создал ботанический сад, в котором выращивал многие невиданные ранее в Сибири южные растения. Салон супруги Волконского стал местом музыкальных вечеров, самодеятельных театральных представлений, показов мод. Семья Волконских проживала в этом особняке вплоть до амнистии 1856 года. В 1985 году усадьба Волконских стала музеем, в котором представленные и сохранившиеся личные вещи семьи Волконских, а также экспонаты, связанные с судьбой ряда других декабристов, проживавших в Иркутске.

С 1845 года в Иркутске проживала семья Трубецких в Знаменском предместье на Якутской улице (дом не сохранился). Так же, как и в доме Волконских, центром притяжения для иркутян была хозяйка, отличавшаяся «своей необыкновенною сердечностью», умевшая приветить и столичного чиновника, и безродного сироту. Своей благотворительностью Екатерина Ивановна снискала искреннюю любовь сибиряков. Сергей Петрович Трубецкой пользовался заслуженным авторитетом высокообразованного человека, привлекая к себе местную интеллигенцию своими знаниями в области химии, физики, метеорологии, ботаники. Литературные и музыкальные вечера в доме Трубецких прививали иркутянам привычку к осмысленному эстетическому времяпрепровождению. 

В 1831 г. Владимир Феодосеевич Раевский открыл в селе первую школу для детей и взрослых, на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек. Жители Олонок с удивительным упорством и интересом постигали письмо и счет. Умирая, этот последовательный и упорный человек в завещании своём советовал крестьянам построить школу… Её построили.

Талантливый литератор, член Северного общества декабристов, Пётр Александрович Муханов, находясь на поселении в Братске, изучал местные говоры для академического словаря, писал историю декабристов. Видя, какое неудобство и трудности представляют ангарские пороги для судоходства, выдвинул смелый и оригинальный проект постройки обводного канала. Десять лет, не имея необходимых приборов, Муханов вёл наблюдения и записи о вскрытии и замерзании Ангары, об изменениях её температуры. В наши дни эти записи были учтены при проектировании и постройке Братской ГЭС. И только в конце жизни ему было разрешено переехать в Усть-Куду, где Муханов бесплатно обучал крестьянских ребятишек.

Самым одаренным среди декабристов был Николай Александрович Бестужев. Товарищи восторгались его знаниями в области истории и философии, физики и астрономии, этнографии и геологии. Товарищи Николая Бестужева поражались не только разносторонности его знаний, но и умению сочетать их с таким же многообразием их практического применения. Он занимался сапожным, ювелирным, токарным и часовым делом, читал лекции по истории русского флота, писал портреты, выращивал табак и арбузы, учил местных бурят сеять хлеб, изучал особенности бурятского народа, его традиции, фольклор. Во дворе своего дома Бестужев устроил обсерваторию, установил телескоп собственной работы и по звездам.

Братья Андрей Иванович и Петр Иванович Борисовы были среди декабристов одними из самых замечательных исследователей сибирской флоры и фауны, занимались ботаникой, орнитологией. Собирали травы и составили коллекцию насекомых и бабочек. У них были собраны коллекции растений, в том числе цветущих растений, коллекции насекомых. Братья не только собирали малоизученные виды флоры и фауны, но и описывали, зарисовывали все, что им удавалось находить, систематизировали свои находки, делали открытия. Также Пётр Иванович и Андрей Иванович Борисовы, были прекрасными педагогами. Они обучали детей математике, естествознанию, русскому и французскому языкам, музыке и рисованию.

Владимир Александрович Бечасный под Иркутском построил маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было здесь и огородов, а декабристы не только стали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и познакомили местных крестьян с парниками.

Только в 1856 г. декабристам было даровано помилование в связи со смертью Николая I и коронацией нового императора (Александра II). Им было разрешено вернуться из ссылки. Но до этого светлого дня дожить удалось не всем…

Мы задались вопросом, что учащиеся знают о декабристах, живших в нашем регионе и знают ли о них вообще. Для этого мы составили вопросы и провели анкетирование на предмет знания. Обработав результаты получили следующее:

Анкета состояла из 6 вопросов. В опросе приняло участие 54 человека нашей школы с 4 по 7 класс.


  1. Знаете ли вы, кто такие декабристы?

Знают – 34 опрошенных респондента

Не знают или не помнят – 16

Это люди, которых увезли с Москвы в Сибирь, в ссылку – 1

Люди, которые участвовали ив восстании декабристов - 1

Члены различных тайных обществ – 1

Участники российского антиправительственного режима - 1



  1. Почему их так назвали?

По произошедшему восстанию в декабре - 21

Не знаю – 30

Родились в декабре – 1

Их отправили в ссылку в декабре – 2







  1. Назовите дату Восстания декабристов?

Не знаю даты – 37

6 декабря – 2

20 декабря – 1

Декабрь – 1

1825 год - 3

1885 год – 1

1925 год – 6

1952 год – 1

26 декабря 1825 г - 2





  1. Что произошло с декабристами после провала восстания?

Не знаю ответа – 31

Их расстреляли – 2

Кого-то отправили в ссылку, кого-то казнили – 15

Вернулись по домам – 2

Всех отправили в ссылку – 2

Отослали в Сибирь – 1

Они устроили бунт - 1






  1. Иркутская область неразрывно связана с декабристами, на ее долю выпала участь временно принять отправляющихся на каторгу опальных офицеров, а затем стать местом их поселения. Какие места в Иркутске и области связаны с пребыванием декабристов?

Не знаю ответа – 37

Белый памятник декабристам на Ангаре – 1

Названия улиц – 2

Площадь декабристов – 3

Дом Трубецких, д.Усть-Куда, повесть о Трубецкой Марии – 1

Улица декабристов в Усть - Куде – 7

Некоторые деревни и улицы – 1

Урик, Усть – Куда – 1

Памятник на Камчатке - 1




  1. Что же нового привнесли декабристы в наш регион? Какие мысли и идеи развивали они в нашем регионе?

Не знаю ответа – 38

Создали памятники – 1

Вывели картошку – 1

Развивали идеи о людях, о еде, о культуре – 2

Основали поселения – 5

Открывали школы, несли свет знания – 6

Развивали философские идеи – 1







  1. Для чего нам нужно это знать, как вы думаете?

Не знаю ответа на вопрос – 34

Чтобы помнить – 5

Чтобы мы знали историю своего края, своей страны и передавали из поколения в поколение – 8

Для проекта по краеведению – 3

Чтобы быть умными – 1

В будущем пригодится – 2

Это прославило нашу область – 1




Вывод: анализируя ответы ребят на предложенные вопросы, можно сделать следующие выводы.

- Большая часть ребят (33 человека из 54) смогла дать объяснение, кто же такие декабристы и почему их так назвали (34 человека). Но все же есть такие, кто до сих пор не знают, кто же такие декабристы, таковых 16 человек.

- Дату восстания назвали только 2 человека из 54 , что говорит о недостаточности информирования ребят по данной теме.

- Что произошло с декабристами после провала восстания – знают только 15 человек.

Ребята недостаточно владеют информацией о декабристах. Путаются в датах, на верно называют места исторических мероприятий.

Необходимо провести коррекционную работу с обучающимися по темен «Восстание декабристов», ярче и больше дать им всю информацию.

- Какие места в Иркутске и области связаны с пребыванием декабристов? – об этом больше половины класса не знают. Остальные мнения разделились и разбежались.














Заключение.

Изучив литературу по данной теме, проанализировав исторические данные мы пришли к выводу, что декабристы оставили большой исторический след в развитии Сибири и нашего родного Иркутска. Они не только исследовали быт народа, живущего в данном регионе, уклад его жизни, язык, традиции, культуру, но и учили народ. Вели просветительскую работу среди населения, открывали школы, расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость. Они изучали уникальную природу, животный и растительный мир нашего региона, проводили всевозможные исследования, выводили новые сорта на полях овощных и фруктовых культур. И так по всей Сибири, где бы ни ступила нога декабристов, где бы не были они на поселении, они несли людям, знание и свет.

Таким образом, декабристы на сибирской земле внесли вклад в развитие таких научных дисциплин как ботаника и зоология, этнография и метеорология. В каждой отрасли науки декабристы были на уровне современных им знаний, в курсе важнейших научных событий, и богатством собранного материала (как в метеорологии, ботанике, энтомологии), новизной научного подхода (как в этнографии) двигали науку вперед и развитие региона в целом.


Литература

  1. Бахаев В. Б. Декабристы братья Борисовы на поселении в Бурятии // Труды Бурятского института общественных наук БФ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1973. С. 163–173.

  2. Бестужев Н. Рассказы и повести. М., 1860, с. 575.

  3. Дружинин Н. Декабрист Н. Муравьев. М., 1933.

  4. Чуковская Л. Декабрист Николай Бестужев — исследователь Бурятии. Географгиз. М., 1950; Адаменко, С. В. Деятельность политических ссыльных XIX века по развитию краеведения в Сибирском регионе : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Адаменко Сергей Владимирович. – Кемерово, 1998. – 26 с. и др.

  5. Чуковская Л. Декабристы — исследователи Сибири. - М.: Географгиз, 1951, с. 24.

  6. Чуковская Л. Декабристы — исследователи Сибири. Географгиз. М., 1951, с. 43.

  7. Чуковская Л. Декабристы — исследователи Сибири. - М.: Географгиз, 1951, с. 86.

  8. Чуковская Л. Декабристы — исследователи Сибири. Географгиз. М., 1951, с. 132.

  9. Сайт Википедия.ру

  10. Сайт Иркипедия.ру




выступление Исторический след декабристов в Сибири.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос