Междисциплинарный подход в преодолении трудностей при реализации адаптированных образовательных программ
Междисциплинарный подход в преодолении трудностей при реализации адаптированных образовательных программ.
Коротких Лариса Владимировна
учитель-логопед высшей категории БМАДОУ
«Детский сад № 17 комбинированного вида»
г. Березовский Свердловской области
Что важно для каждого педагога при реализации АООП? Это продуманная методика работы и готовые конспекты занятий, чтобы точно знать, чему нужно научить сегодня, завтра, послезавтра. Педагоги не испытывают трудностей при реализации АООП для так называемых «стандартных» категорий детей с ОВЗ: при ОНР 2-3 уровня у ребенка с дизартрией, при ЗПР без системных нарушений речи.
Давайте рассмотрим категории детей с ОВЗ, которые сейчас поступают в детские сады на примере нашего ДОО. Наш детский сад посещает ребенок с НОДА с задержкой психического развития и нарушением речи. Такой ребенок нуждается в реабилитационных мероприятиях, часто болеет, после оперативного вмешательства и наркоза наблюдается «откат» назад, ребенок «теряет» закрепленные навыки, забывает изученный материал. В нашем детском саду есть ребенок с сенсорной алалией, т.е. нарушением понимания обращенной речи, и слабовидением средней степени тяжести. Кто встречал в работе детей с сенсорной алалией прекрасно понимают, что нет готовой методики работы с такими детьми, нет конспектов занятий, есть только методические рекомендации. Наш детский сад посещает ребенок с нейросенсорной тугоухостью 4 степени, биноуральным слухопротезированием кохлеарными имплантами с афферентной формой моторной алалии. Такого ребенка еще нужно научить слушать и слышать, понимать обращенную речь, запоминать слова, к тому же еще трудности проговаривания слогов и слов. Для работы с такими детьми нет готовой методики работы, конспектов занятий, этапы работы прописаны обобщенно, а как заниматься с таким ребёнком логопеду, дефектологу, психологу в методических рекомендациях не прописано.
Если посмотрим на контингент группы компенсирующей направленности, то увидим увеличение объёма речевых нарушений. Если 6 лет назад в группу поступили 10% детей с ОНР 2 уровня и 90% детей с ОНР 3 уровня, то на сегодняшний день 70 % детей с ОНР 1-2 уровня и 30% детей с ОНР 3 уровня. Кроме того, мы видим утяжеление структуры речевых нарушений. Если 6 лет назад у 100% детей группы причиной нарушений речи была дизартрия, то сегодня у 70% детей моторная алалия и у 30% - дизартрия. 80% детей группы нуждаются в занятиях с учителем-дефектологом, поскольку имеют помимо нарушения речи вторичную задержку психического развития. Если с детьми с эфферентной формой моторной алалии, т.е. когда ребенок не может переключиться с одного звука или слога на другой, удается о справляться с помощью современных логопедических технологий, то с детьми с афферентной формой алалии, т.е. когда ребенок может правильно сказать звук, но при произнесении слова не может подобрать правильный ряд артикуляционных укладов, из 10 раз 10 раз повторяет слово за логопедом неправильно. И, если даже 1 раз сказал правильно слово, то не может снова повторить слово правильно, снова допускает 10 ошибок. Пока эффективной методики преодоления афферентной формы моторной алалии мы не нашли. Т.о. трудности в реализации АООП педагоги испытывают именно с детьми с коморбидными нарушениями развития.
Что же помогает нам в сопровождении реализации адаптированных образовательных программ? Междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать трудности в обучении ребенка не только с точки зрения речевых нарушений и нарушения развития психических функций, а с точки зрения развития личности в целом, и учитывать влияние социальных, бытовых, медицинских и иных факторов на эффективность коррекционной работы.
При сопровождении реализации АООП учитываются все критерии, которые влияют на развитие ребенка и эффективность коррекционного воздействия. Медико-биологические критерии - питание, режим дня, сна и отдыха, соматические заболевания и аномалии строения органов передвижения, слуха, зрения, речи, лечение и консультирование у врачей – специалистов, патологические привычки.
Социальные критерии – детско-родительские отношения, организация быта в семье, включенность ребенка в совместную деятельность.
Среда для обучения – предметно-пространственные условия обучения и развития, дополнительное образование, кружки, секции, длительность и характер просматриваемого видеоконтента.
Индивидуальные особенности личности – учет множества нарушений, а не только одного нарушения отдельно от других, определение мотивации к обучению, сильных сторон личности.
Например, нарушения питания – если ребенок не ест мясо, то не получает достаточное количество железа, витамина Д, В12, если ребенок не ест овощи, то не получает достаточное количество микроэлементов. Если ребенок не жует пищу, то не происходит хорошее развитие артикуляционных мышц, обработка пищи слюной, а соответственно полноценное усвоение пищи. Это не только направления работы воспитателя, но и направления работы с родителями. Вредные привычки отрицательно сказываются на эффективности коррекционной работы. Например, сосание пальца не только нарушает зубочелюстную систему, но и отодвигает язык книзу назад, что вызывает стойкие межзубные сигматизмы свистящих и шипящих, горловой р. Для преодоления этой патологической привычки необходимо взаимодействие различных специалистов.
При сопровождении реализации АООП особенно актуальна информация о просматриваемом видеоконтенте и количестве времени, проведенном за просмотром. С одной стороны, информация любимых героях мультфильмов позволяет подобрать мотиватор для занятий, сюжет для развивающих игр. С другой стороны, просматриваемый видеоконтент имеет огромное влияние на эмоционально-волевое развитие ребенка. Если ребенок смотрит веселые смешные ролики, то становится легко ранимым, не может преодолеть себя, чтобы потрудится, потерпеть, ведь его нервная система привыкла получать удовольствие не напрягаясь. Если ребенок смотрит страшные видео, то становится тревожным, замкнутым или гиперактивным неуправляемым, погруженным в свой мир, страхи отвлекают его, блокируют познавательное и коммуникативное развитие.
Междисциплинарный подход используется и в формировании междисциплинарной команды по реализации АООП, в которой каждый педагог использует современные педагогические технологии и сотрудничает с врачами-специалистами и педагогами дополнительного образования для эффективной реализации АООП.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Гаджет-зависимость: эффективные приёмы коррекции поведения у дошкольников»
- Вебинар «Библиотечный бренд»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»