Приёмы и способы ускоренной постановки нарушенных звуков у дошкольников
Прожерина
Марина Петровна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
город Камышлов, Свердловская область
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4» КГО
«Приёмы и способы ускоренной постановки нарушенных звуков у дошкольников»
обобщение опыта
На сегодняшний день большой интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения. Требования ФГОС ДО к качеству речевого развития, высокие требования, предъявляемые школой к уровню речевого развития выпускников ДОУ, увеличение числа детей с речевой патологией - всё это свидетельствует о необходимости оптимизации коррекционно-развивающего процесса.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов-практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Необходимость инновационного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование традиционных методов логопедического воздействия дает слишком медленную положительную динамику.
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников является одной из актуальных проблем логопедии, поскольку данное нарушение присутствует в структуре каждого речевого нарушения.
На сегодняшний день предлагаемые логопедией современные технологии, методы, техники и приёмы позволяют локально модифицировать деятельность по коррекции звукопроизношения. Предлагаемая модель ускоренной постановки и автоматизации звуков у дошкольников с речевыми нарушениями отражает обладающие повышенной коррекционной эффективностью методы, техники, инструменты и условия их применения, но не меняет базисную организацию логопедической помощи.
Ведущая идея создания модели: обеспечение эффективной коррекционно-речевой работы, повышение продуктивности коррекции звукопроизношения у дошкольников за счёт сокращения сроков постановки и автоматизации нарушенных звуков в условиях логопункта ДОО.
Модель ускоренной постановки и автоматизации поставленных звуков
-
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК
БЛОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Тренинги малыми группами
мастер-классы
Папки взаимодействия
индивидуальные консультации
Участие в коррекционных занятиях
тематические буклеты
публикации в сети интернет и на сайте ДОУ
публикации на сайте ДОУ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
ИССЛЕДОВАНИЕ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ АНАЛИЗ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И
КОМПЕТЕНТНОСТИ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО
ОКРУЖЕНИЯ АНАЛИЗ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И
КОМПЕТЕНТНОСТИ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО
ОКРУЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ РЕЧИ ИССЛЕДОВАНИЕ
БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ РЕЧИ
ИССЛЕДО-ВАНИЕ
ЭКСПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ ИССЛЕДО-ВАНИЕ
ЭКСПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ ИССЛЕДО-ВАНИЕ
ИМПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ ИССЛЕДО-ВАНИЕ
ИМПРЕС-СИВНОЙ РЕЧИ ИССЛЕДО-ВАНИЕ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ ИССЛЕДО-ВАНИЕ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ БЕСЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ, АНКЕТИРОВАНИЕ БЕСЕДА
С РОДИТЕЛЯМИ, АНКЕТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЕ
МЕДИЦИН-СКОЙ ДОКУМЕН-ТАЦИИ ИЗУЧЕНИЕ
МЕДИЦИН-СКОЙ ДОКУМЕН-ТАЦИИ
-
КОРРЕКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Подготовительный
этап Подготовительный
этап Этап формирования
первичных произносительных умений и
навыков Этап формирования
первичных произносительных умений и
навыков
Этап формирования
коммуникативных умений и навыков
ТЕХНОЛОГИИ
И ТЕХНИКИ: КИНЕЗИОЛОГИЯ: -БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА -ЛОГОРИТМИКА -ФОНЕТИЧЕСКАЯ
РИТМИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЫХАТЕЛЬНАЯ
ГИМНАСТИКА
ИК ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СУ-ДЖОК ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДЫ: КОММУНИКАТИВНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ТРЕНИРОВКА МЕТОД ОДНОВРЕМЕННОЙ
ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РАЗНЫХ ГРУПП МЕТОД ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОПОР МЕТОД ВНЕШНЕЙ
СИНХРОНИЗАЦИИ МЕТОД СЕНСОРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ МЕТОД ПИР
(ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИИЯ) МЕТОД АЛГОРИТМА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК |
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА
ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА
Модель представлена следующими блоками: диагностическим, коррекционно-технологическим, аналитическим и информационно-обучающим (блок взаимодействия с участниками коррекционного процесса). Это не противоречит методическим основам логопедической работы.
Диагностический блок. Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка. Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития воспитанников, причин и механизмов речевых недостатков, выявление детей, нуждающихся в первоочередной логопедической помощи. Первичная диагностика происходит в течение всего сентября. По ее результатам и по выводам проводится зачисление воспитанников на логопункт и их распределение по принципу доминирования ведущего нарушения.В представленной модели важным направлением на этапе диагностики является исследование базовых факторов речи. Изучение медицинской документации и данные об уровне моторного развития позволяют уже на этапе диагностики ставить вопрос о целесообразности применения логопедического массажа и правильно составить план индивидуальной коррекционной работы.
Коррекционно-технологический блок. Блок отражает основные этапы логопедической работы, эффективные технологии, продуктивные техники, методы и приёмы коррекции звукопроизношения.
Традиционно выделяется три основных этапа постановочной работы.
В предлагаемой модели ускоренной постановки и автоматизации этап формирования коммуникативных умений и навыков не выделяется отдельно, а совмещается с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений. Это достигается путём применения метода коммуникативного взаимодействия. Метод позволяет организовать общение с использованием одного звука или слога.
Также непременным условием является постановка звуков по следующей схеме (методика Масловой Е. Н.):
1.Одновременная коррекция или постановка свистящих звуков и звука «Л»
2. Одновременная автоматизация свистящих звуков и звука «Л».
3. Одновременная дифференциация свистящих звуков «с-з»; «с-сь»; «сь-зь»; «с-ц» и звуков «л», «л-ль».
4. Одновременная коррекция или постановка шипящих «ш», «ч», «ж», «щ» и звуков «р», «рь».
5. Одновременная автоматизация шипящих звуков и звуков «р», «рь».
6. Одновременная дифференциация шипящих звуков и звуков «р-рь», «л- р», «ль-л».
7. Автоматизация и дифференциация всех звуков в связной речи (свистящих, шипящих, соноров).
В работе по коррекции звукопроизношения логопед встречается со следующими трудностями.
Сложности вызывания звука: ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист: по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.
Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы: ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
Трудности автоматизации вызванного звука в речи: звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь»: в кабинете логопеда ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. За пределами кабинета ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.
Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходимы эффективные техники и методы. В модели представлены технологии, применение которых способствует получению стабильно положительных результатов коррекции: кинезиология, биоэнергопластика, логоритмика: речедвигательная и фонетическая ритмика, дифференцированный логопедический массаж, су-джок терапия, ик технологии, игровые технологии. Положительное влияние на динамику звукопроизношения оказывают следующие методы и приёмы: функциональная тренировка, метод дополнительных опор, метод внешней синхронизации, метод сенсорной интеграции, метод ПИР, метод алгоритма. Применение перечисленных технологий, методов и приёмов обосновано результатами диагностики, индивидуальными особенностями развития воспитанников и позволяет реализовать полисенсорный подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи.
Аналитический блок. Анализ на основе мониторинга результатов коррекционной работы. Для осуществления мониторинга, а также анализа и обобщения данных, оптимизированы формы фиксации результатов: разработаны таблицы индивидуального мониторинга и таблицы обобщения результатов.
Информационно-обучающий (блок взаимодействия с участниками коррекционного процесса).
Одним из самых важных факторов успешной коррекционной работы является включение родителей в коррекционный процесс.
Для осуществления обратной связи с родителями и сокращения времени на заполнение индивидуальных тетрадей используется такая форма как папки взаимодействия с заданиями на печатной основе. Такая форма требует подготовленной методической базы, для этого сформирован банк лексических заданий для автоматизации звуков в облегчённых условиях, которые выдаются родителям после каждого индивидуального занятия.
Важно большое внимание уделяется тому, чтобы родители на практике овладели методами и навыками помощи детям. Для этого регулярно проводятся тренинги малыми группами, мастер-классы и индивидуальные консультации. Для повышения уровня информационной, теоретической психолого-педагогической компетентности используются разнообразные формы: размещение информации на информационных стендах, тематические буклеты и листовки по запросу родителей, регулярные публикации в интернете, где на странице специалиста созданы рубрики: «Логопедический лекторий», «Советы логопеда», «Домашняя игротека», «Дистанционное обучение «Мама-логопед».
взаимодействие
с родителями и педагогами ДОУ
Тренинги малыми группами мастер-классы папки взаимодействия индивидуальные консультации |
тематические буклеты публикации в социальных сетях участие в коррекционных занятиях |
Проводимая деятельность в соответствии с представленной моделью дает положительную и устойчивую динамику речевого развития и профилактики вторичных дефектов детей. Воспитанники овладевают правильным четким звукопроизношением, звукослоговым анализом и синтезом, навыками послогового чтения, дифференцируют твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Всё это способствует успешной социальной адаптации в группе сверстников и успешному обучению в школе. По итогам коррекционной работы за последние три года ни у одного выпускника не было отмечено отсутствие положительной динамики, 86,7% детей выпущено со здоровой речью и положительной динамикой.
Источники (электронные ресурсы):
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6- 12.html
2. Высшая школа делового администрирования научно-образовательное сетевое издание – S-BA.RU https://s-ba.ru/
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
4. «Инфоурок» образовательный портал России https://infourok.ru/
5. Методический портал учителя "Методсовет" http://metodsovet.su/
6. Педагогическое сообщество Урок.РФhttps://урок.рф/
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
8. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/629753/ 11. PRO-Школа |Школа развития навыков будущего, | PRO-Школа Онлайн https://proshkola- online.vsite.biz/#home.
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Детский сад с доставкой на дом: дистанционное сопровождение образовательного процесса в рамках реализации Программы просвещения родителей»