Программа кружка "Я познаю мир"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
Краснодарский край , Красноармейский район.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Я познаю мир»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
подготовила
учитель начальных классов
Макаренко Галина Алексеевна
ст. Ивановская
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
-
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
-
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
-
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
-
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
-
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
-
Изучение природы родного края.
-
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
-
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ |
Название темы |
|
Количество часов |
Характеристикадеят-ти |
|
всего |
ауд |
вне ауд. |
|||
|
Как мы понимаем друг друга |
5ч |
|
|
Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
1 |
Вводное занятие. Как мы будем учиться. |
1 |
1 |
- |
|
2-3 |
Школьные правила вежливости. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Режим дня школьника. |
1 |
|
1 |
|
5 |
Ты – ученик. |
1 |
|
1 |
|
|
Как мы узнаём, что перед нами |
2ч |
|
|
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 |
Что за словом? |
1 |
1 |
- |
|
7 |
Путешествие в Угадайку. КТД |
1 |
- |
1 |
|
|
Времена года |
4ч |
|
|
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 |
Осенние посиделки. |
1 |
|
1 |
|
9 |
Зимушка-зима. |
1 |
|
1 |
|
10 |
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Весёлое лето. |
1 |
1 |
- |
|
|
Как ты узнаёшь мир |
3ч |
|
|
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
12 |
Глаза – главные помощники человека. |
1 |
1 |
|
|
13 |
Память и ум – помощники человека. |
1 |
1 |
|
|
14 |
Жить – с книгою дружить. КТД |
1 |
|
1 |
|
|
Твоя семья и друзья |
3ч |
|
|
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 |
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. |
1 |
- |
1 |
|
16 |
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
1 |
|
17 |
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
1 |
- |
|
|
Что нас окружает |
7ч |
|
|
Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 |
Моя станица. Достопримечательности станицы. |
1 |
|
1 |
|
19 |
Мы – пешеходы. |
1 |
- |
1 |
|
20 |
Что такое профессия? Какие бывают профессии? |
1 |
1 |
- |
|
21 |
Из чего что сделано? |
1 |
1 |
- |
|
22 |
Водица-царица.(Три состояния воды) |
1 |
- |
1 |
|
23 |
Транспорт. Мы – пассажиры. |
1 |
- |
1 |
|
24 |
Мой путь от дома до школы. КТД |
1 |
1 |
- |
|
|
Живые обитатели планеты |
8ч |
|
|
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
25 |
Живое и неживое. |
1 |
|
1 - |
|
26 |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
1 |
- |
|
27 |
Путешествие по зоопарку. |
1 |
|
1 |
|
28 |
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
1 |
- |
|
29 |
Собака – верный друг человека |
1 |
1 |
- |
|
30 |
Строение тела человека. |
1 |
1 |
- |
|
31 |
Правила поведения в природе. |
1 |
|
1 |
|
32 |
Земля – наш общий дом. |
1 |
1 |
- |
|
|
Итоговое занятие |
1ч |
|
|
|
33 |
Итоговое занятие Игра «Поле чудес» |
1 |
- |
1 |
2-й класс
№ п/п |
Название темы |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||||
ауд |
вне ауд |
|||||||
|
НАША ПЛАНЕТА |
22 ч |
|
|
|
|||
1. |
Мир живой и неживой природы. |
1 |
|
1 |
|
|||
2. |
Вещи и вещества. Разнообразие веществ. |
1 |
|
1 |
||||
3. |
Как без часов определить время суток? |
1 |
|
1 |
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. |
|||
4. |
Форма Земли. |
1 |
|
1 |
||||
5. |
О чём рассказывает Глобус. |
1 |
1 |
|
||||
6. |
Викторина «Занимательная география» |
1 |
1 |
|
||||
7. |
Звёзды, созвездия, планеты. |
1 |
1 |
|
||||
8. |
Земное притяжение. |
1 |
|
1 |
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . |
|||
9. |
Почему день сменяется ночью? |
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года |
|||
10. |
Почему бывает лето? |
1 |
1 |
|
||||
11. |
Где живут белые медведи и слоны? |
1 |
1 |
|
||||
12. |
Прозрачный невидимка (воздух) |
1 |
|
1 |
Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат |
|||
13. |
Создание проекта «Солнечная система» |
1 |
1 |
|
||||
14. |
Путешествие по карте России. |
1 |
1 |
|
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . |
|||
15. |
Адрес на глобусе и карте. |
1 |
1 |
|
||||
16. |
Что обозначают на карте с помощью цвета? |
1 |
1 |
|
||||
17. |
Путешествие по материкам и океанам. |
1 |
1 |
|
||||
18. |
Куда текут реки? |
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. |
|||
19. |
Как рождаются горы? |
1 |
1 |
|
||||
20. |
Моря и острова. |
1 |
1 |
|
||||
21. |
Обитатели морей. |
1 |
1 |
|
||||
22. |
Проект «Моя страна» |
1 |
1 |
|
|
|||
|
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
12 ч |
|
|
|
|||
23. |
Великий круговорот жизни. |
1 |
|
1 |
Характеризовать экосистемы |
|||
24. |
Путешествие по природным зонам. |
1 |
1 |
|
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте |
|||
25. |
Красная книга. |
1 |
|
1 |
||||
26. |
Жизнь леса. |
1 |
1 |
|
||||
27. |
Хрупкая природа степей и пустынь. |
1 |
|
1 |
||||
28. |
Где растут тропические леса. |
1 |
1 |
|
||||
29. |
Жизнь в горах. |
1 |
1 |
|
||||
30. |
Путешествуем по Европе. . |
1 |
1 |
|
||||
.31 |
Страны Африки и Америки. |
1 |
1 |
|
|
|||
32. |
Австралия. Антарктида. |
1 |
1 |
|
Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. |
|||
33. |
Моя Родина – Россия. |
1 |
1 |
|
||||
34. |
Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» |
1 |
1 |
|
||||
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
3-й класс
|
Тема |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся: |
||
ауд. |
вне ауд. |
|||||
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ |
3 ч |
|
|
|
|
1. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
1 |
1 |
|
Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы |
|
2. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
1 |
|
1 |
||
3. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
1 |
|
1 |
||
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ |
4 ч |
|
|
|
|
4. |
Живая оболочка планеты. |
1 |
1 |
|
Характеризовать место обитания живых организмов |
|
5. |
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
1 |
|
1 |
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого |
|
6. |
Солнце - как источник энергии. |
1 |
|
1 |
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов |
|
7. |
КВН «Планета загадок» |
1 |
1 |
|
|
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч |
|
|
|
||
8. |
Цепи питания |
1 |
1 |
|
Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. |
|
9. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
1 |
|
1 |
||
10. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
1 |
1 |
|
||
11. |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
1 |
1 |
|
||
|
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ |
5 ч |
|
|
|
|
12. |
Растения и их роль на Земле Экскурсия. |
1 |
|
1 |
Выяснить роль растений в природе и жизни людей |
|
13. |
О братьях наших меньших. |
1 |
1 |
|
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . |
|
14. |
Рыбы и их многообразие. |
1 |
1 |
|
||
15. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
1 |
1 |
|
||
16. |
Проект «Сохраним красоту природы» |
1 |
|
1 |
||
|
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА |
3 ч |
|
|
|
|
17. |
Человек и его корни. Родословное древо семьи |
1 |
1 |
|
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. |
|
18. |
Моя Родина – Россия! |
1 |
1 |
|
||
19 |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
1 |
|
1 |
||
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч |
|
|
|
||
20 |
Откуда пошла земля Русская! |
1 |
1 |
|
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. |
|
21 |
Ледовое побоище. |
1 |
1 |
|
||
22 |
Слово о полку Игореве. |
1 |
|
1 |
||
23 |
Московское государство. |
1 |
1 |
|
||
24 |
Московский Кремль. |
1 |
1 |
|
||
25 |
Смутное время в России. |
1 |
1 |
|
||
26 |
Преобразования Петра I |
1 |
1 |
|
||
27 |
Екатерина Великая |
1 |
1 |
|
||
28 |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
1 |
|
||
29 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
1 |
|
||
30 |
Император Александр II |
1 |
1 |
|
||
31 |
Времена Советской власти и СССР. |
1 |
|
1 |
||
32 |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
1 |
|
1 |
||
|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ |
2 ч |
|
|
|
|
33. |
Российская Федерация |
1 |
1 |
|
. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. |
|
34 |
Проект «Сохраним иоторию родного края» |
1 |
1 |
|
||
ИТОГО: |
34 ч |
|
|
|
4-й класс
|
Тема |
Все го |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||
ауд |
вне вуд. |
||||||||
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА |
7 ч |
|
|
|
||||
1. |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
1 |
1 |
|
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья |
||||
2. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
1 |
1 |
|
|||||
3 |
Опора тела и движение |
1 |
|
1 |
|||||
4 |
Наше питание |
1 |
1 |
|
|||||
5. |
О дыхании и вреде курения. |
1 |
1 |
|
|||||
6. |
Органы чувств человека. |
1 |
1 |
|
|||||
7. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
1 |
1 |
|
|||||
|
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА |
8 ч |
|
|
|
||||
8. |
Растения и животные на службе у человека. |
1 |
|
1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.. |
||||
9. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
1 |
1 |
|
|||||
10. |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
1 |
1 |
|
|||||
11 |
Как человек использует горные породы и минералы |
1 |
1 |
|
|||||
12 |
Как обрабатывают металлы. |
1 |
1 |
|
|||||
13 |
Невидимая сила |
1 |
1 |
|
|||||
14 |
Человек проникает в тайны природы |
1 |
|
1 |
|||||
15 |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
1 |
1 |
|
|||||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР |
3 ч |
|
|
|
||||
16 |
Как стать личностью? |
1 |
1 |
|
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека |
||||
17 |
Эмоции и чувства |
1 |
|
1 |
|||||
18 |
Как настроение? |
1 |
1 |
|
|||||
|
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ |
3 ч |
|
|
|
||||
|
|
1 |
1 |
|
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций |
||||
|
|
||||||||
19 |
Почему возникают конфликты? |
||||||||
20 |
Совесть. |
1 |
1 |
|
|||||
21 |
Путешествие по правам человека. |
1 |
|
1 |
|||||
|
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
4 ч |
|
|
|
||||
22 |
Добро и зло в Первобытном мире |
1 |
1 |
|
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. |
||||
23 |
Мир средневековых цивилизаций |
1 |
1 |
|
|||||
24 |
Технические достижения эпохи Нового времени |
1 |
1 |
|
|||||
25 |
21 век |
|
|
|
|||||
|
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
4 ч |
|
|
|
||||
26 |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
1 |
|
1 |
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. |
||||
27 |
Мы не похожи, ну и что же? |
1 |
1 |
|
|||||
28 |
Пути духовных исканий. |
1 |
|
1 |
|||||
29 |
Выставка работ «Дети разных народов» |
1 |
1 |
|
|
||||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
5 ч |
|
|
|
||||
30 |
Что такое деньги. |
1 |
1 |
|
|
||||
31 |
Почему разные страны помогают друг другу? |
1 |
1 |
|
|||||
32 |
Сказки разных народов |
1 |
|
1 |
|||||
33 |
Глобальные проблемы |
1 |
1 |
|
|||||
34 |
Проект «Моё человечество» |
1 |
1 |
|
|
||||
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
-
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
-
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
-
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
-
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
-
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
-
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
-
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
-
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
-
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» 3 класс |
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле .Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним иоторию родного края» 4 класс |
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Проект «Моё человечество» IY. Планируемые результаты
1 класс: Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
2 класс: Личностные результаты :
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:
3 класс: Личностные результаты:
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
4 класс: Личностные результаты:
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты |
-
- 2 класс
3- 4 класс
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. На первом уровне школьник должен уметь:
На втором уровне школьник должен уметь:
На третьем уровне школьник должен уметь:
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ. Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
|
Список использованной литературы
-
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
-
А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
-
А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
-
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.
-
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.
-
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
-
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
-
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
-
Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.
-
Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.
-
Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова , И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
-
Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
-
Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
-
Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011
2. Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева
3. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.
4. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО